Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Российский институт стандартизации»
(ФГБУ «Институт стандартизации»)
Дайджест по лесной сертификации 

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) выпустила рекомендации по недопущению гринвошинга в маркетинговой коммуникации

22 октября 2024 г.
Рекомендации направлены на предотвращение гринвошинга, т. е. действий по распространению недостоверных или некорректных экологических заявлений, вводящих потребителя в заблуждение относительно экологических характеристик товаров (услуг, деятельности) в целях получения необоснованных преимуществ. Рекомендации содержат следующие положения.
Экологическое заявление – это текстовая информация и/или специальные знаки (маркировка), относящиеся к товару (услуге, деятельности), которые указывают на соответствие экологическим стандартам либо на наличие определенных характеристик, связанных с воздействием на окружающую среду.
При размещении экологического заявления, достоверность которого подтверждается через сертификацию, необходимы находящийся в открытом доступе стандарт, на соответствие требованиям которого проводится сертификация, а также аккредитация органа по сертификации в реестре Федеральной службы по аккредитации (ФСА).
Содержание, форма и способы предоставления и особенности использования самодеклараций без подтверждения третьей стороной в ряде случаев могут повлечь ошибочные выводы потребителя относительно наличия и значимости экологического преимущества. Следствием этого может стать введение потребителей в заблуждение и привести к получению такими игроками необоснованных выгод. Такое поведение подпадает под определение недобросовестной конкуренции согласно п. 9. ст. 4 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и которая запрещается ст. 14.2 этого же федерального закона.
Источник: ФАС


На Саммите БРИКС подписана «Казанская декларация», включившая в себя аспекты ESG-повестки
23 октября 2024 г.
22 – 24 октября 2024 г. в Казани состоялся XVI Саммит БРИКС «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности». По итогам Саммита страны-участницы подписали «Казанскую декларацию» –итоговый документ, включивший в себя в том числе важные аспекты ESG-повестки:
пункт 13. Универсальный и инклюзивный характер Повестки дня в области устойчивого развития на период до 20230 года, необходимость при ее реализации учитывать различные национальные условия, возможности и уровни развития при уважении национальных стратегий и приоритетов и положений национального законодательства.
пункт 15. Необходимость уважения целей, принципов и положений Рамочной конвенции ООН об изменении климата, отмечая при этом роль поглотителей углерода в поглощении парниковых газов и смягчении последствий изменения климата.
пункт 17. Важность сохранения биоразнообразия, в том числе путем выполнения Куньминско-Монреальской глобальной рамочной программы по сохранению биоразнообразия.
пункт 18. Признание серьезной угрозы для людей и окружающей среды деградации земель, опустынивания и засухи. Призыв к выделению дополнительных средств и проведению комплексной политики для решения этой проблемы, ожидание в этой связи 16-й конференции сторон по Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием, которая пройдет в Эр-Рияде, Саудовская Аравия со 2-го по 13 декабря 2024 г.
пункт 21. Подтверждение необходимость сотрудничества всех стран в области поощрения и защиты прав и основных свобод человека в соответствии с принципами равенства и взаимного уважения.
пункт 70. Подчеркивание, что безопасные, надежные, стабильные, эффективные и открытые цепочки поставок имеют решающее значение для устойчивого развития, что важно укреплять сотрудничество между странами — участниками БРИКС по всем аспектам функционирования цепочек и предпринимать совместные усилия для противодействия односторонним протекционистским мерам, не соответствующим положениям ВТО.
пункт 85. Признание важной роли углеродных рынков как одной из движущих сил в борьбе с изменением климата, призыв к расширению сотрудничества и обмену опытом в этой области. Принятие меморандума и партнерстве БРИКС по углеродным рынкам.
пункт 104. Признание роли инструментов стандартизации в упрощении процедур торговли, договоренность укреплять сотрудничество между странами БРИКС в области стандартизации.
пункт 108. Повышение уровня безопасности труда, формирование здоровой рабочей среды.
Источник: Kremlin.ru


Опубликованы лучшие практики БРИКС – номинанты 3-й по счету премии BRICS Solutions Awards
18 октября 2024 г.
Премия организована Российским Агентством стратегических инициатив совместно с Деловым советом БРИКС и ТПП России (https://bricsawards.tech/practices/).
В номинации «Технологии в области климата и защиты окружающей среды» по теме «Адаптация и смягчение последствий изменения климата» в перечень лучших практик включен проект Правительства г. Москвы по присвоению ESG-статуса организациям. Критерии ESG-статуса включают 101 показатель, на соответствие которым Городским агентством по управлению инвестициями проводится оценка заявителей. Оно формирует отчет для межведомственной комиссии, а та принимает решение о присвоении ESG-статуса путем голосования. Компании может быть присвоен один из трех статусов – высший (более 75 баллов), средний (от 50 до 74 баллов) и низкий (от 25 до 49 баллов). ESG-статус может получить любая организация на территории России, ограничением является лишь отраслевая принадлежность.
ESG статус Москвы дает предприятиям возможность получить снижение процентных ставок по кредитам от банков-партнеров, специальные условия для размещения финансовых инструментов, а также повысить имидж.
В той же номинации по теме «Технологии контроля изменения климата» включен еще один Российский проект компании ООО «Карбон Зиро». К производственным предприятиям предъявляется все больше требований по мониторингу, отчетности и снижению эмиссии парниковых газов. В России отчетность в отношении такой эмиссии уже является обязательной для компаний с уровнем эмиссии более 50 000 тонн CO2-эквивалента в год. Проблема связана со сложностью и трудоемкостью зачастую выполняемых вручную расчетов.
Для решения этой проблемы ООО «Карбон Зиро» разработало калькулятор углеродного следа – информационную систему (программное обеспечение), позволяющее осуществить автоматические расчеты, анализ и сформировать отчетность о выбросах.
В списке лучших практик БРИКС в этой номинации есть и еще один проект этой компании – разработка и внедрение стандартов сертификатов зеленой электроэнергии, а также ведение реестров этих сертификатов для их обращения на рынке. Предприятия могут покупать эти сертификаты для компенсации углеродного следа от своей деятельности.
Источник: BRICS Solutions Awards


Рынок кредитов на биоразнообразие
8 апреля 2024 г.
В рамках реализации Куньмин-Монреальской рамочной программы в области биоразнообразия, принятой на 15-й конференции ООН по биоразнообразию в конце 2012 года 196 странами – участницами Конвенции международное бизнес-сообщество обсуждает идею создания добровольного рынка кредитов на биоразнообразие.
Международная консалтинговая компания McKinseyresearch выявила 4 потенциальных варианта использования компаниями кредитов на биоразнообразие.
- увеличение величины углеродных кредитов за счет надбавки за сохранение биоразнообразия,
- приобретение кредитов на биоразнообразие для адресного повышения качества экосистемных услуг,
- приобретение кредитов на биоразнообразие в качестве внесения вклада в восстановление природы,
- реализация товаров и услуг, позволяющие конечным потребителям инвестировать в улучшение состояния природы через кредиты на сохранение биоразнообразия, которые указываются в их цене в качестве дополнительного атрибута.
Источник: McKinsey 


COP 16 по сохранению биоразнообразия в Колумбии
21 октября 2024 г.
21 октября 2024 г. в Кали, Колумбия официально открылась 16-я Конференция сторон Конвенции по сохранению биоразнообразия (COP 16). Международное мероприятие продлится до 01.11 и станет первой встречей по вопросам биоразнообразия после принятия важной Глобальной рамочной программы Куньмин-Монреаль на COP 15 в 2022 г.
Центральными темами Конференции станут разработка стратегий по защите лесов, океанов и других ключевых экосистем, а также выработка решений по адаптации к изменениям климата и снижению его негативного воздействия на биоразнообразие. Один из основных пунктов повестки – обсуждение новых финансовых механизмов и путей усиления международного сотрудничества в сфере охраны природы. Особое внимание будет уделено поддержанию развивающихся стран в их усилиях по сохранению биоразнообразия и вовлечению местных сообществ в процессы управления природными ресурсами.
Эксперты сходятся во мнении, что миру нужно 700 млрд. USD в год на восстановление природы, и это бремя должно лечь прежде всего на богатые страны. Эта сумма должна генерироваться поэтапно, начиная с 200 млрд USD в год к 2030 г. В рамках этого проекта более богатые страны пообещали выделять бедным по 20 млрд USD государственных средств в год к 2025 г., но пока эти средства материализуются медленно.
Источник: Convention on Biological Diversity 


Подготовлен проект Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на период до 2036 года
18 октября 2024 г.
Подготовлен документ стратегического планирования в форме проекта Распоряжения Правительства РФ Концепция устойчивого развития КМНС России на период до 2036 г. Данная концепция должна стать руководящим документом при разработке отраслевых и иных документов стратегического планирования. Федеральному агентству по делам национальностей совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти планируется поручить разработать и внести в 6-месячный срок в Правительство РФ проект плана мероприятий по реализации Концепции.
В Концепции отмечается, что Российское законодательство исторически основывается на признании особой уязвимости малочисленных народов Севера с учетом их критической малочисленности, традиционных систем расселения, самообеспечения и образа жизни в суровых климатических условиях. Поэтому государственная политика в отношении малочисленных народов Севера должна предусматривать системные меры по сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания этих народов.
Концепция призвана решить вопрос устойчивого развития этих народов путем объединения усилий всех заинтересованных сторон.
В Концепции признается, что, несмотря на высокий уровень юридического признания прав малочисленных народов Севера, их положение в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям. Среди проблем выделяются следующие:
- растущее цифровое неравенство малочисленных народов Севера, затрудняющих их доступ к публичным институтам и услугам, включая медицину, образование, соц. защиту, получение предусмотренных законодательством разрешений и т. д.;
- сложности, возникающие у малочисленных народов Севера, с реализацией права приоритетного пользования объектами животного мира, земельными участками, другими природными объектами, включая определение функциональных зон для хозяйственной деятельности в ООПТ, безвозмездное пользование земельными участками, в т. ч. на землях лесного фонда;
- интенсивное изменение климата, ускорение темпов экономического освоения территорий Севера, Сибири и Дальнего Востока и их природных ресурсов.
В качестве принципов устойчивого развития малочисленных народов Севера отмечаются гарантии соблюдения их прав, их участие в принятии решений, затрагивающих их интересы при экономическом освоении территорий, комплексный подход в решении задач социально-экономического и этнокультурного развития, признание значения земли, ее природных ресурсов, благополучия окружающей природной среды как основы традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера, защита самобытной культуры.
Целями Концепции являются сохранение исконной среды обитания малочисленных народов Севера, традиционного природопользования, поддержка традиционной хозяйственной деятельности, обеспечение комфортной и безопасной среды обитания, доступности образования, развитие общин и сохранение этнокультурного достояния.
В Концепции определены направления для достижения целей, инструменты и этапы их реализации, а также показатели эффективности.
Источник: Федеральный портал проектов нормативных правовых актов


Оценка выбросов в России стала первым шагом к декарбонизации
23 октября 2024 г.
Завершается первый этап создания «Российской системы климатического мониторинга», призванной улучшить оценку поглощения углерода экосистемами. Утвержденная в 2023 г. президентом России Владимиром Путиным Климатическая доктрина установила ключевую цель – достижение углеродной нейтральности России до 2060 г. Создание этой системы, необходимой для точного учета потоков углерода (в статусе важнейшего инновационного проекта государственного значения ВИП ГЗ, который курирует Минэкономразвития) включено в перечень ключевых задач в указе о национальных целях развития до 2030 г.
Консорциум «Углерод в экосистемах: мониторинг» («РИТМ углерода»), созданный на базе ЦЭПЛ РАН собирает данные дистанционного зондирования Земли из космоса, а также наземные и авиационные измерения, которые делаются на тестовых полигонах. В 2023 — 2024 гг. запущены 254 тестовых полигона. К 2030 г. сеть мониторинга поглощения углерода экосистемами будет включать 1317 полигонов.
Полученные на первом этапе ВИП ГЗ результаты показали, что среднемноголетнее нетто-поглощение СО2 управляемыми лесами в 2002 – 2023 гг. составляло 1156,9 млн т в год, из них 68,4 млн т поглощение редколесьями (рединами). Однако, согласно результатам последней инвентаризации лесов, для Национального кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов (Национальный кадастр), который ведет Институт глобального климата и экологии им. Академика Ю. А. Израэля (ИГКЭ), в 2021 г. нетто-поглощение в них составило ок. 621 млн т СО2 – экв.
По мнению специалистов, пока данные по поглощению парниковых газов лесами нуждаются в существенном уточнении. Это возможно осуществить к 2030 г., когда сеть мониторинга будет полностью развернута.
Благодаря первому этапу ВИП ГЗ в Национальном кадастре уточнено 22 коэффициента расчета выбросов. Они используются при составлении отчетности в секретариат Рамочной конвенции об изменении климата ООН. Минэкономразвития по результатам завершения первого этапа ВИП ГЗ сделал заявление, что в России создана система климатического мониторинга и прогнозирования изменений климата.
Эксперты отмечают, - после получения достоверных данных о выбросах и поглощениях, усовершенствования подходов в расчетах можно более четко установить целевые показатели для реализации Стратегии социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. Поданным Национального кадастра, нетто-выбросы парниковых газов в России в 2021 г. составляли 1650 млн т СО2 – экв. Россия все еще входит в пятерку лидеров по их объему.
Источник: Ведомости